test Заказ билетов

ВЕЗУЧИЙ ЧЕЛОВЕК - ЭММАНУИЛ ВИТОРГАН!

 
 
 
 
 
 
Мы не выбираем героев интервью по принципу — курят они сигары или нет. В конце концов, не это определяет ценность человека. Хотя приятно, если герой разделяет нашу страсть. На этот раз нам повезло во всех отношениях. Народному артисту России Эммануилу Виторгану есть что рассказать. Больше пятидесяти лет в театре и кино — это не шутка. А сигары он курит прямо на сцене. Не верите? Посмотрите спектакль «Трио».
Учитывая тему номера, нам хотелось встретиться с Эммануилом Гедионовичем в Юрмале, в его домике на Рижском взморье. Но Москва не отпускала — репетиции, съёмки, спектакли, творческие вечера...
Время для интервью нашлось ближе к полуночи. Встретились на Остоженке, в уютном особняке с табличкой «Культурный центр Эммануила Виторгана».
А Юрмала — в следующий раз...
 
 
 
 
 
—  Эммануил Гедионович, я перед интервью пробежалась по вашей фильмографии... В первом фильме — эпизод, во втором — крохотный эпизод, а в третьем — знаменитом «Короле Лире» Козинцева — уже роль, правда, всего лишь слуги...
— Да, небольшой эпизод, но я очень доволен, что снялся у Козинцева. Для меня, тогда ещё молодого человека, всё шло в копилку опыта.
— Но, играя слугу, вы, конечно, мечтали о роли короля...
— Да в общем нет... Я к тому времени уже играл на сцене, и это всё были главные роли. У меня в театре никогда не было эпизодических ролей, всегда только главные.
—  То есть «кушать подано» вам сыграть так и не удалось...
—  Не удалось.
— А как так получилось: пришёл в театр молодой артист — и сразу на главные роли?
—  Значит, повезло этому артисту. Наша профессия — она ведь очень похожа на профессию тех девочек, что стоят на улицах.
— Да ладно вам...
— Да, да! Не мы выбираем, нас выбирают.
—  Ну Вам-тo грех жаловаться.
— Да! Я работал с такими режиссёрами, о которых можно только мечтать, — с Георгием Александровичем Товстоноговым, Андреем Александровичем Гончаровым... Последние из могикан... Или возьмите следующее поколение —Анатолий Васильев, Борис Морозов, Роман Виктюк... Мне грех жаловаться, особенно если речь идёт о театре. В кино везло меньше. Правда, и режиссёров, у которых я бы хотел сниматься, там меньше. Мой главный дом — театр, а съёмки — это такой подарок... Сто с лишним фильмов!
И у меня были прекрасные партнёры. К огромному сожалению, многие уже ушли. Вот недавно ушёл и Саша Пороховщиков. Жаль...
—  Вы поступили в театральный сразу после школы. Такое редко случается.
—  Да, нас таких на курсе было всего трое...
— Я не подвергаю сомнению ваш талант, но многие таланты пробиваются долго... Чем же вы так покорили приёмную комиссию?
—  На самом деле у меня тоже было всё непросто. Я окончил школу
в Астрахани и приехал поступать в Москву. Сколько вузов готовит артистов в Москве? Много.
Ни в один из них меня не взяли. Тогда я уехал в Ленинград и там поступил. Мне просто повезло. Вообще, вы видите перед собой везучего человека.
— Я постучу...
— Да не надо! Уже всё подтверждено. В общем, я поступил сразу, да ещё к замечательному мастеру Борису Вульфовичу Зону, который воспитал множество прекрасных артистов — там и Кадочников, и Борис Чирков, и Николай Черкасов, и Серёжа Юрский, и Алиса Бруновна Фрейндлих... Потрясающе... Вообще, в те времена педагоги были просто уникальными! Например, в ленинградском институте работал Иван Эдмундович Кох, основатель сценического движения в театре... Так что я ничуть не жалею, что проскочил Москву и учился в Ленинграде. Потом, спустя десятилетия, уже работая в Москве я встречался и с вахтанговцами, и с мхатовцами, которые меня не приняли. Все они говорили: «А, так ты ленинградский!» Я отвечал: «Да, поступал здесь, но вы же меня не взяли». «Как не взяли? Врёшь!»
— А помните, что вы читали при поступлении?
—  Ох, это было так давно! Середина прошлого века! Кажется, была басня Михалкова...
— А басня - это обязательно?
—  Обязательно. Проза, басня... Комиссия, конечно, могла
и остановить — мол, не надо басню читать... Почему? Потому что, кого ни спросишь, какая басня, ответ один — «Ворона и лисица». Им эта «Ворона и лисица» — вот здесь! «Ворона и Лисица»? Нет!!! Не надо! Идите гуляйте. А я читал новую тогда михалковскую басню... Конкурс в театральные вузы был огромным — по сто с лишним человек на место. И до сих пор это продолжается... Чтобы поступить, надо было выдержать три тура. Между турами проходило недели две — народу-то много. Я был худой, да ещё вдали от дома, мама не подкармливала... В общем, к третьему туру меня уже шатало. В приёмной комиссии сидели и Толубеев, и Симонов, а возглавлял её Николай Константинович Черкасов. И вот, когда я, шатаясь, вошёл, они спрашивают: «Может, станцуете что-нибудь?» Ну конечно! Что? Лезгинку. И я с криком «Асса!», засунув в рот палец вместо кинжала, ринулся вперёд. Они все просто легли. Вот так я поступил.
—  В вашей семье ведь не было актёров...
—  Не было. Все технари — и мама, и папа, а потом и старший брат. У нас огромное количество родственников — у папы было десять сестёр и братьев, у мамы одиннадцать сестёр и братьев. Все — одесситы. Папа окончил Одесский мукомольный институт и потом всю жизнь мотался по Советскому Союзу. Моего старшего брата родили где-то под Воронежем, а меня — в Баку. Помню, как в начале войны в Баку стоял эшелон, готовый к отправке на фронт... Папа в военной форме... Мы уже прощались, и тут подошли какие-то люди, и папа получил бронь. Он ездил по стране —    восстанавливал мукомольную промышленность, потому что по значимости хлеб был наравне с оружием. Так мы и катались — Ставрополь, Астрахань, Ленинград, опять Астрахань... И вот, когда мы жили в Ставрополе, я подружился с мальчиком из актёрской семьи — Юрой Кочетковым. Ныне он — народный артист России, художественный руководитель Астраханского театра юного зрителя. Мы очень подружились. Но потом его родители переехали в Астрахань. Мы прощались, плакали... А потом раз — и моего отца тоже перевели в Астрахань. Там всё и началось. Если я до четвёртого класса получал похвальные грамоты за учёбу, то теперь я с утра до ночи пропадал в драмкружке Дворца пионеров. Вот такая зараза...
— А вы себя видели комедийным или трагическим актёром? Были какие-то представления о будущей профессии?
— Да нет... Ленинградская школа не ограничивала в этих делах. Наоборот, мы старались испробовать все жанры. Но одно могу сказать: я — не герой-любовник. Я очень люблю острохарактерные роли. Никогда не отказывался от отрицательных ролей, а от положительных — случалось. В отрицательных персонажах больше простора, они мясистые.. Вот в фильме по роману Виля
Липатова «И это всё о нём», где Игорь Костолевский играл положительного героя, мне досталась роль зэка. И Липатов, посмотрев ещё сырой материал, позвонил мне и сказал: «Эмма, ты знаешь, у меня скоро переиздание, я обязательно кое-что внесу из того, что ты сделал».
—  И внёс?
Да.
—Давно этот фильм не показывали, а вот «Чародеев» — буквально на днях...
—  «Чародеи»! Мы ведь даже не предполагали такого успеха. Сколько лет прошло! Тридцать скоро! А фильм всё идёт. Но он такой добрый, с замечательной музыкой, и авторы — братья Стругацкие...
—  Вообще-то в этом фильме сатира на грани, даже странно, что он добрался до экрана...
—  Во все времена власть была не так глупа, чтобы окончательно закрутить гайки. Она обязательно позволяла раз-другой какие-нибудь вольности. Вот был Райкин и ещё два-три человека, —    им позволяли говорить. Кое-что. А если заговорил кто-то ещё — сажали. Квота.
—А сегодня?
—  Такого, как сегодня, никогда не было! Сотни тысяч людей выходят на улицы! Не маленькая группка, как раньше, а сотни тысяч! И ладно бы — в Москве и Питере, но ведь на периферии то же самое.
—Давайте уточним, о каких людях вы говорите, — о тех, что выходят за власть, или о тех, что против власти?
—  Ну конечно, я говорю о тех, кто против. Это потрясающе! Значит, есть сдвиги. Хотя, честно говоря, я всё равно настроен пессимистично. Поэтому мне остаётся одно — заниматься своей профессией и стараться, чтобы люди понимали, что такое хорошо и что такое плохо.
—  То есть это и есть миссия артиста?
—  Несомненно.
—  Цитирую журнал The New Times: «Протестные митинги последних месяцев показали многих известных людей с неожиданной стороны. Максим Виторган — одно из самых ярких человеческих открытий этой зимы». Это о вашем сыне, актёре и режиссёре...
—  Я не ожидал, что Максим будет так активен. Он никогда этим не занимался. Никогда. Но что-то его очень сильно задело. Он честный парень, я им очень горжусь и, поверьте, говорю это не как отец. То, что он делает сегодня, я принимаю, но не... Тут какое-то двойное чувство... Не в смысле — не приветствую, но...
—  Тогда я цитирую дальше: «...Было понятно, что точки зрения отца и сына по многим вопросам бытия и сознания были диаметрально противоположны».
—  Ну видите, какая клубничка замечательная, — отец и сын, белогвардейцы и большевики... Да ладно! Много всякого пишут. У нас замечательные отношения! Я его не останавливаю. Просто я давно живу, я знаю, я видел, что подобные действия не очень хорошо заканчивались. У меня есть дети, внуки и правнуки, и мне очень хочется, чтобы их родители всегда были рядом и всегда были в порядке. Этот страх, будто что-то может случиться, — ужасное качество. Я всё время пытаюсь избавиться от этих мыслей, но они всё равно возникают. Наверное, это такие родительские дела... Но я знаю одно: Максим абсолютно честен. Абсолютно. Ему не надо за это ни наград, ни денег. Причём он очень дипломатично говорит. У него нет этих резких радикальных высказываний, кои мы слышим во множестве. Он разумом пошёл в маму. Аллочка Балтер была очень умным, тонким человеком, просто потрясающим во всех отношениях! Она вела себя удивительно тактично. О ней никто никогда не сказал плохого слова.
Никогда. Больше десяти лет её нет, но для меня она не ушла...
—  Вы в интервью всегда очень откровенны...
—  Очевидно, это характер. И кроме того, мне нечего скрывать.
—  Ходят слухи, будто вы написали мемуары...
—  Да, написал... Лет десять назад... Друзья настояли... Но пока не издал. А теперь, если издавать, то надо дописывать.
—  И название есть?
—  Не помню.
—  Говорят, есть — «Так много и так мало».
—  Может быть... Наверное...
— А чего мало и чего много?
—  А всего много! Меня родили замечательные люди, я получил замечательную профессию, я встретился в этой профессии с замечательными людьми, и вообще встретился с огромным количеством чудесных людей — это так много! Но хочется ещё больше. Хочется общения. Для этого и создан этот дом. Он громко называется — «Культурный центр Эммануила Виторгана», но на самом деле это просто гостеприимный, очень добрый дом. Здесь бывает столько потрясающих людей, здесь проходят творческие вечера моих коллег, литературные и джазовые вечера, здесь я играю свои моноспектакли... Я всегда мечтал о таком месте. Давным-давно Юрий Михайлович Лужков мне пообещал, потом забыл, а напоминать как-то неудобно... Потом мы с ним случайно встретились в Казахстане, и я ему всё-таки напомнил. Прошло года полтора, и вдруг звонок: ты про-сил, иди выбирай! Посмотрели этот дом — центр, Остоженка, тихо, просто замечательно! Но когда вошли — ужас... Здесь сидел какой-то тяжмаш, пол и потолок прогнили... Пришлось вложить в ремонт всё, что было. Продали загородный домик, сдали квартиру... У нас ещё есть сеть химчисток... И эти деньги — тоже сюда.
—  Но, если бы не было такого бренда - «Виторган», — наверное, ничего бы не получилось?
—  Мало того что я еврей, Виторган, так я ещё и бренд! Просто трижды еврей Советского Союза! Я вообще не воспринимаю хвалебные речи в мой адрес вот так буквально. Уж лучше покритикуйте — это интереснее. Я никогда не был пижоном, за которым бегали девочки...
—  И они не бегали?
—  Бегали, конечно. Но моя по-настоящему хорошая половая жизнь началась довольно поздно. Я был так увлечён сначала драматическим кружком, потом театральным институтом, что на другие дела времени не оставалось. Ну потом я, конечно, всё наверстал! Хотя был не из ходоков... В общем, бренд, конечно, хорошее слово, но я себя так не воспринимаю.
—  Тяжело пришлось, когда ушли из театра на вольные хлеба?
—  Видите ли, я ушёл на очень серьёзном эмоциональном взрыве. В Театр Маяковского, где я прожил двадцать с лишним лет, пришло новое руководство...
А ведь это такой мощный театр, с большой историей, созданный ещё Мейерхольдом! Эта история была в фотографиях, афишах, программах на четырёх этажах театра. И всё это в одночасье оказалось во дворе под дождём.
Я когда увидел, влетел к новому главному режиссёру и сказал: всё, теперь шагу не сделаю в театр. Правда, потом понял, что если уйду сразу, то пять спектаклей, где у меня были главные роли, исчезнут из репертуара. И я ещё целый год работал, вводил ребят на свои роли и только потом ушёл. А этот человек восемь лет руководил театром и довёл его до ручки. Театр это наконец понял. Поздновато... Но понял... Будем надеяться, что теперь, когда пришёл новый главный режиссёр, всё каким-то образом наладится, хотя потери огромные, многие хорошие артисты ушли... А я вот ушёл первым.
— И ни разу не пожалели?
—  Сначала, естественно, очень переживал. Ну как? Всю жизнь
в театре, а тут... А потом в какой- то момент почувствовал такое удовольствие! Ни от кого не зависишь! Были разные предложения —    и сразу после ухода, и позже... Мне даже предлагали возглавить один театр. Но — нет. Сегодня я беру ту пьесу, которую хочу, приглашаю того режиссёра, которого хочу, и тех артистов, которых хочу.
—  То есть вы сам себе продюсер?
—  Нет, продюсер — моя жена Ирочка. Она такая бизнес-вумен! Всё на ней.
—  То есть вам опять повезло...
—Да, вы правы. Мне опять повезло. Больше того, я вам скажу: если бы Ириша не появилась после ухода Аллочки, мы сейчас с вами не разговаривали бы. Я не хотел жить. Иришка умница, она меня втащила в жизнь.
— Актёрский хлеб тяжёлым был всегда, а сейчас — особенно. Безработных артистов много. Почему же толпы абитуриентов по-прежнему осаждают театральные институты?
—  Не знаю. Меня долго уговаривали набрать курс в театральном. Я отказывался. Наконец уболтали. Я провёл с ребятами четыре года, — отказывался от съёмок, даже от репетиций в театре, только чтобы быть вместе с ними. После выпуска начал возить их по всем театрам — показывать. Мне говорили: «Эмма, так никто не делает!» А я иначе не мог. Но, к сожалению, устроились в театр очень немногие. С другой стороны, ребята, пожив в Москве во время учёбы, не хотят никуда уезжать! Мы в своё время были готовы ехать куда угодно, лишь бы играть. Я тоже уехал из Ленинграда, хотя получил распределение в Театр имени Комиссаржевской и в Александринку. Но тогда в столичных театрах молодые артисты не играли Ромео и Джульетту. Ромео и Джульетту играли народные артисты СССР — Астангов, Бабанова... А я был заведён на работу страшно! Мы с ребятами, человек двенадцать, собрались и — в Псков. Там славный театр, со своими традициями...
—  И там можно было играть Ромео и Джульетту?..
—Да! Мы там два года прослужили. Город небольшой, поэтому премьер много. Потом вернулись в Питер. А сейчас ведь как? Главное — попасть в сериал. Ребята, снявшись в одном сериале, уже считают себя звездунами. Звёзд-то у нас вообще нет, у нас — звездуны.
—  Почему же?
—  Звезда — это достояние государства. У нас таких нет.
—  Как-то вы очень пессимистично настроены. Давайте-ка поговорим о чём-нибудь приятном, например, об отдыхе. Куда отправитесь летом?
—  В Юрмалу. Моя жена — юрмальчанка. Она не может жить без этого песка и этих сосен, поэтому два-три раза в год мы обязательно ездим в Юрмалу. Там замечательно! И там меня считают основателем «Новой волны». А дело в том, что директор тамошнего концертного зала меня как-то спросил, не знаком ли я с Игорем Крутым. Я говорю — знаком. А не мог бы ты свести Раймонда Паулса с Игорем Крутым? Пожалуйста. И я их свёл.
—  У вас в Юрмале дом?
—  Сначала была квартира. А сейчас мы продали квартиру и купили дом. Нам жутко повезло! Прекрасный дом!
—А вы чувствуете, что это заграница?
—  Ну, разве что я не знаю латышского... Но там все говорят на русском.
—  То есть можно смело ехать?
—  Абсолютно. Замечательное место! А Рига! Какой город! Красавец.
—  У каждого журналиста на финал обычно припасён какой-нибудь умный вопрос. А если ничего не при-думалось, приходится звать на помощь признанные авторитеты. Я выбрала Бертольда Брехта. Вам ведь доводилось его играть?
Да.
— Так вот Брехт говорил: «Все виды искусства служат величайшему из искусств - искусству жить на земле». Вопрос: вы овладели этим величайшим из искусств в полной мере?
—  Если бы я был понаглее, то сказал бы — в переполненной мере!
—  Значит, так оно и есть, просто не хватает наглости признаться?
—  Нет, нет! Я очень надеюсь, что у меня есть возможность ещё чему-то поучиться, пока я жив. Но вообще Бертольд Брехт прав.
 
Беседовала Марина Разоренова
Фото: Александр Батыру
 
Предыдущая страница: Пресса о нас  |   Следущая страница: Организация банкетов
Главная Виторган-клуб Виторган Афиша Заказ билетов Банкетная служба Организация мероприятий Услуги
© 2012-2013 КУЛЬТурный Центр Эммануила Виторгана
© 1998-2013 Дизайн и создание сайта "Две птицы"
Наш адрес: Москва, Сеченовский пер., д.5, стр. 2.
По всем вопросам просим обращаться
по телефонам: +7 (495) 637-37-80, 637-37-90.